Общекраевое мероприятие «Классная математика и информатика»

министерство образования пкПГНИУ

Учредители:

  • Министерство образования Пермского края;
  • Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Цель мероприятия: повышение интереса учащихся к математике и информатике.

Целевая аудитория: учащиеся 7-11 классов, педагоги.

Все участники мастер классов и семинаров получают сертификат участника.

Задачи мероприятия:

  • провести серию открытых уроков и семинаров для школьников с участием ведущих ученых – гостей и участников Форума;
  • провести серию экскурсий по лабораториям механико-математического факультета;
  • организовать и провести математический конкурс «Классная математика»;
  • организовать серию семинаров для педагогов с участием ведущих ученых – гостей и участников Форума.
Общая информация:

Все педагогики-участники мастер классов и семинаров получают сертификат участника.
Для участия необходимо в срок до 30 апреля 2016 года прислать на электронную почту skachkovaea@gmail.com заполненную Заявку на участие с темой письма «Классная математика и информатика» (Заявка для учащихся и Заявка для педагогов).
Расписание мастер-классов, семинаров и экскурсий будет составлено после 05 мая с учетом всех пожеланий и разослано по адресам зарегистрированных участников.
Контактное лицо Скачкова Елена Александровна, skachkovaea@gmail.com, тел. 8-909-109-08-84.
По указанному электронному адресу можно задать любые организационные вопросы.

Семинары и мастер-классы для школьников и педагогов

  1. «Создание интерактивных приложений средствами C#». Докл. к.т.н., доцент, Перескокова О.И.

    Кратко будут рассмотрены возможности визуального программирования. Мы познакомимся как запрограммировать некоторые элементы интерфейса: кнопки, меню, списки и т.п.  Создадим приложение, которое в игровой форме позволит совершенствовать навыки набора текста.

  1. «Фрактальная геометрия». Докл. Шеремет Г.Г. (к.пед.наук, доцент) и Проничева С.А. (учитель математики МБОУ «Гимназия №17» г. Перми).

    Аннотация: До сих пор «сухая» математика оставляла неравнодушным каждого непосвященного. Сейчас, с развитием компьютерных технологий, ситуация изменяется. И вычислительная математика становится не только эффективным инструментом, помогающим справиться с многочисленными задачами, но и начинает участвовать в создании истинных эстетических ценностей. Конечно, ведутся споры о том, в какой степени произведения, созданные с помощью компьютера, можно считать искусством. Тем не менее изображения, получаемые на экране компьютера, являются прекрасным сочетанием порядка и хаоса, и вряд ли кого-нибудь оставят равнодушным.

    Представленные фрактальные изображения получены либо в результате работы программ, написанных непосредственно самими авторами, либо в результате применения существующих программ для работы с фрактальными объектами (например, FractalExplorer, Mandelbulber и др.). Для каждого изображения дается математическое описание.

    Образцы работ:

     км1  км2  км3

    Приглашаются к участию ребята и педагоги, желающие попробовать свои силы в создании фрактальных произведений искусства, умение программировать желательно, но не обязательно.

  1. «Мастер-класс по оригами». Проводят Шеремет Г.Г. (к.пед.наук, доцент) и студенты математического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

    Аннотация: Оригами — искусство складывания из бумаги, древнее японское изобретение, при котором «голова работает руками». Идея оригами проста: преобразовывая складыванием квадратный листок бумаги, надо получить какую-то определенную фигурку. В классическом оригами при этом не нужны ни ножницы, ни клей, а требуется лишь лист однотонной бумаги.

    Образцы работ:

     км4  км5
  1. Мастер-класс «Программирование игр на языке Python». Проводит старший преподаватель кафедры прикладной математики и информатики Шеина Т.Ю.

    Python – мощный и простой в использовании язык программирования, разработанный Гвидо ван Россумом в 1991 году. Название языка было взято в память об английском коллективе комических актеров «Монти Пайтон», но официальным символом стала змейка питон.

    Преимущества языка:

    1) Язык больше других близок к английскому языку,

    2) Обладает мощностями, которые следует ожидать от современного языка программирования,

    3) При необходимости можно использовать объектно-ориентированный подход (но, в отличие от C# и Java, это необязательно)

    4)  Python легко интегрировать с другими языками (C++, Java)

    5) Работает на любых платформах, является независимым от платформы, то есть код может быть исполнен на любом компьютере с любой ОС

    6) Интерпретатор языка является бесплатным

    7) Очень простой в установке

    8) Можно работать в интерактивном и сценарном режиме, так как является интерпретатором.

    На языке Python написаны:

    1) Первые 5 версий BitTorrent

    2) UbuntuSoftwareCenter

    3) некоторые модули графических пакетов Gimp и Blender

    4) игры Civilization IV, Battlefield 2, World of Tanks

    Компании, использующие Python: Google, Facebook, Yahoo, NASA, Red Hat, IBM, Instagram, Dropbox, Pinterest, Quora, Яндекс, Mail.Ru.

    Python применяется в Web-разработке, системном администрировании, разработке прикладного ПО, при создании компьютерных игр, при обучении, а также в научных исследованиях.

    Так как язык Python очень прост в обучении, то его легко и удобно использовать в качестве первого языка при обучении программированию в средних классах школы. Для повышения интереса школьников к программированию, обучение языку можно построить на примере программирования компьютерных игр, самые простые из которых можно написать уже на первых занятиях по программированию. Язык настолько легко усваивается большинством учеников, что не требует никаких предварительных знаний в области алгоритмизации и программирования.

  1. Обзорная лекция на тему «Помогут ли компьютерные игры школьнику стать программистом?»Докл. Калинина Т.Б.

    Популярно о том, что такое современное программирование. Какие профессии существуют в мире IT. С чего начать школьнику изучать программирование. Как сделать процесс обучения интересным и несложным. Обзор визуальных сред, предназначенных для обучения школьников. Обзор online-сервисов для знакомства с языками программирования.

    Мастер-класс «Программирование игр в визуальных средах Kodu, Scratch, Alice, Colobot  и других»

    Конкурсы и экскурсии

    • Экскурсия «Лаборатория инструментальных средств разработки программного обеспечения»
    • Экскурсия «Лаборатория термомеханических методов исследований»
    • Экскурсия «Научно-образовательный центр «Параллельные и распределённые вычисления» ПГНИУ»
    • Экскурсия на выставку «Интеллектуальные системы в науке и технике»
    • Экскурсия на выставку произведений современного искусства «Цифровой мир»
    • Конкурс фантастических идей, программных и технических разработок на основе интеллектуальных систем в рамках выставки «Интеллектуальные системы в науке и технике»

Семинары для педагогов

  1. «Олимпиадное программирование, с чего начать?» Докл. к.т.н., Перескокова О.И.

    Есть одно древнее изречение: «Ученик — это  не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно суметь зажечь.» Для педагогов, ищущих возможности дополнительного развития своих учеников, будет предложен обзор существующих возможностей в области олимпиадного программирования для школьников. Будут рассмотрены популярные дистанционные ресурсы, олимпиады по программированию, проводимые в Перми, и технологии работы с учениками в этом направлении.

  1. «Обучение основам программирования с использованием задачника ProgrammingTaskBook». Докл. к.т.н., Перескокова О.И.

    Задачник ProgrammingTaskBook, с одной стороны,  предоставляет возможности автоматической проверки программ учеников, с другой стороны, позволяет создать базу учебных заданий для изучения основ программирования. Использование задачника на уроках информатики позволит  повысить эффективность обучения, организовать самостоятельную работу и индивидуализировать сам процесс обучения. Будут рассмотрены возможности разработки собственных библиотек учебных заданий в задачнике ProgramingTaskBook.

  1. «Живая геометрия» Мастер-класс проводят Шеремет Г.Г. (к.пед.наук, доцент), Андреева З.И. (доцент) и студенты математического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

    «Живая геометрия» – это набор инструментов, который предоставляет все необходимые средства для построения чертежей и их исследования. Она дает возможность «открывать» и проверять геометрические факты. Программа позволяет «оживлять» чертежи, плавно изменяя положение исходных точек.

    «Живая геометрия» относится к программам динамической геометрии или «интерактивным геометрическим системам». Это не только электронные циркуль и линейка для геометрии, хотя без знания геометрии построить многие чертежи очень сложно. «Живая геометрия» помогает как формулировать теоремы для последующего доказательства, так и подтверждать уже доказанные теоремы и развивать их понимание, позволяет учащемуся обнаруживать закономерности в наблюдаемых геометрических явлениях. Простая техника построения чертежей и производимых измерений элементов геометрических фигур, с которыми работает учащийся, позволяет экспериментально усваивать метрические соотношения.

  1. «Формирование у школьников научного стиля мышления и практических навыков исследовательской деятельности». Докл. к.ф.-м.н., доцент, Ламанова Л.Г.

    Профильный компонент для учащихся старшей школы предполагает углублённое изучение не отдельного предмета, а комплекса родственных смежных дисциплин. При организации этой работы следует исходить из того, что ученика нужно не только наполнить определёнными знаниями, но и пробудить интерес к познанию. Поэтому основными задачами на этом этапе изучения является формирование научного стиля мышления, практических навыков исследовательской деятельности и подготовка к продолжению образования. Для выполнения этих задач в учебный план профильных классов полезно вводить исследовательский практикум. На нём учащиеся знакомятся с видами творческих работ, с отличиями исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности, познают этапы научного мышления, учатся оформлять исследовательскую работу, отрабатывают методику публичного выступления. Основная проблема при проведении исследовательских практикумов — подбор исследовательских заданий. На мастер классе планируется поделиться исследовательскими заданиями, для учащихся старших классов и продемонстрировать как с их помощью удаётся формировать навыки исследовательской деятельности и научный стиль мышления.

  1. «Подготовка к ЕГЭ. Неравенства. Системы неравенств. Задачи с параметром». Докл. к.ф.-м.н., доцент, Еленский Ю.Н.

    Предполагается разбор некоторых задач по темам «Неравенства» и «Задачи с параметром», которые изложены в литературе для подготовки к ЕГЭ. Будут рассмотрены различные типы неравенств – рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические.

    Будет обращено внимание на возможные трудности при решении таких задач. В теме «Задачи с параметром» предполагается рассмотреть различные методы решения задач – аналитический и геометрический. Программа рассчитана на 4 часа занятий.

  1. «Решение олимпиадных задач по математике». Докл. старший преподаватель кафедры фундаментальной математики Зорин И.В.

    С каких заданий, с каких тем начать факультативные занятия со школьниками по курсу «Олимпиадные задачи по математике»? Рекомендации начинающим преподавателям, наборы интересных задач, список учебной литературы.